А мир то, оказывается, еще и такой…

Здравствуйте, друзья!

Эта рубрика — о простых, но активных, целеустремленных и созидающих людях. Тема сегодняшней статьи будет непривычной, даже трогательной.

Мы поговорим с Яной Шевеленко об организованном ею для особых деток инклюзивном лагере  «Светлая усадьба».  Напомню, что с Яной я познакомила читателей в статье про походы на байдарках. Если не читали — почитайте, очень интересно.

Татьяна: Здравствуйте, Яна! Спасибо, что вновь Вы с нами! Для начала познакомьте, пожалуйста, с терминологией. Расскажите, что означают понятия «дети с особыми потребностями», «инклюзивное обучение», «инклюзивный лагерь»?

Яна: Здравствуйте! Жителям нашей страны (примечание: речь об Украине, но в России и других постсоветских странах картина аналогичная) больше знакомо словосочетание «дети-инвалиды». На Западе таких детей называют «дети с особыми потребностями». Это дети с физическими или психическими (а часто – с теми и другими) функциональными ограничениями. Это дети, которые что-то могут хуже, чем их обычные сверстники, а что-то не могут вовсе. Чему-то они учатся позже, а чему-то не научатся никогда.

Если говорить о потребностях этих детей, то основной и единой для всех является потребность в общении, потребность в получении новых впечатлений, новых навыков и адаптации к жизни в обществе.

Понятие «инклюзия» — это включенность «особых» детей в мир «обычных» в разных сферах жизни – в учебе, отдыхе. Инклюзивный лагерь «Светлая усадьба» – место, где особые дети получают опыт жизни в обычном мире с обычными людьми.

Татьяна: С какими трудностями сталкиваются дети с особыми потребностями и их родители?

Яна: Начну с причины трудностей – у нас в стране как бы нет этих детей. Вот Вы много видели их на улице, в школе, в транспорте? Родители с рождения такого ребенка предоставлены практически сами себе. Даже в столице неравнодушному, неленивому родителю особого ребенка не всегда удается найти нужную информацию, а тем более – получить нужную помощь.

Конечно, есть государственные и негосударственные организации, которые занимаются особыми детьми, но их очень мало и не всегда доступна информация о них.

Быть родителем особого ребенка – это всегда сверхперегрузки. Поэтому основная трудность для родителей, на мой взгляд, — это сохранить свое физическое и психическое здоровье в процессе лечения, реабилитации и адаптации ребенка. А основная трудность ребенка — войти в процессе взросления в окружающий мир и приспособиться к нему.

Татьяна: Что дает «обычным детям» общение с «детьми с особыми потребностями»? И наоборот.

Яна: Обычные дети узнают, что все люди разные. У кого-то из обычных детей ограничением является неуверенность в себе или застенчивость, а у особых – отсутствие речи или странное поведение.

Оказать помощь слабому, неумеющему, просто поговорить с неговорящим – очень ценный опыт. Часто мы, взрослые люди, не знаем как реагировать на человека, который ведет себя не так, как все. А дети, обедая за одним столом с особыми детьми, играя с ними или рядом с ними, учатся терпимости, так редко встречающейся в нашей современной жизни.

А для особого ребенка – просто видеть образец нормального поведения обычных детей – уже шаг к адаптации.

Татьяна: Как удается совместить в лагере детей обычных и особых, ведь у них разные интересы, им нужна разная программа?

Яна: Мы пробовали разные варианты «совмещения». Самым удачным вариантом оказался такой – обычные дети в лагере «Светлая усадьба» работают волонтерами. Тогда фокус переносится на развитие, реабилитацию и адаптацию особых детей, а дети-волонтеры получают опыт взрослой ответственной и важной работы.

Татьяна: Какие приемы Вы и Ваши коллеги применяют, чтобы необычные детки раскрылись, пошли на общение и, возможно, проявили свои таланты?

Яна: Главный прием, вернее – принцип работы лагеря – как можно больше деятельности. Разной. В центре распорядка – иппотерапия, всевозможные творческие занятия — рисование, лепка руками и на гончарном круге, поделки из разных материалов (это всегда подарки для родителей, привезенные из лагеря каждым ребенком), спортивные занятия – велосипед, ролики, настольный теннис, бадминтон, игра в мяч. Обязательно – помощь взрослым в приготовлении еды, наведении порядка. Работа в саду – полить деревья, собрать сено для лошади, посадить цветы (а иногда в порыве трудолюбия и уничтожить цветы, овощи и деревья 🙂 ).

Наша задача, чтобы каждый ребенок был занят посильным для него занятием, чтобы он видел результат своей работы – сварили суп из порезанной им морковки, лошадь ест заготовленное им сено, пьем чай из принесенной им воды, вот как красиво застелили кровать, а уж не забыть подарки для родителей – об этом перед отъездом каждый ребенок напомнит по сто раз.

Много фоток из прошлых лагерей и подробно о занятиях можно посмотреть на сайте: svetusadba.org.ua.

Татьяна: Расскажите, пожалуйста, о лошадях. Мне всегда было интересно узнать, как именно верховая езда и контакт с животным помогают реабилитации и оздоровлению человека? У «Светлой усадьбы» есть своя лошадь? Где она живет и кто за ней ухаживает?

Яна: Да, у нас есть Гаврюша – замечательный конь, которого любят все – и взрослые и дети, и он любит всех. 🙂 Он живет в Черкассах. За ним ухаживает наш инструктор по иппотерапии Ольга. С ней мы познакомились на семинаре по иппотерапии. Побывав в нашем лагере, она прониклась нашими идеями и согласилась приютить у себя Гаврюшу. Каждый раз они вместе приезжают из Черкасс в лагерь в село Коврай. Когда детей много, она привозит Гаврюшину подружку Зосю.

Не вдаваясь в сложные объяснения механизма воздействия лошади на человека, в частности больного, скажу, следующее.

  1. Лошадь – это источник стресса для ребенка (это большой и страшный зверь). А стресс – это стимул к мобилизации, сосредоточению внимания и готовности усваивать что-либо.
  2. Лошадь – это источник физической нагрузки. Если выполнять упражнения на лошади, то расход энергии за 20 минут будет равен двухчасовой работе в спортивном зале. А попробуйте сами выучить стихотворение просто сидя на стуле или сделать то же самое, бросая мяч. При физической нагрузке память и внимание активизируются.
  3. Трехмерные движения лошади (вверх-вниз, вперед-назад и влево-вправо) максимально приближены к ходьбе человека и неходящие дети или дети с проблемами в ходьбе имеют возможность получить в мозг сигнал правильного движения (что особо важно для детей с ДЦП).
  4. Лошадь – это источник эмоций (нам всегда хочется погладить мягкую шерсть, прижаться к теплой шее, а дети еще любят прижаться к груди и слушать, как бьется сердце), а это очень нужный опыт для детей с аутизмом.
  5. Лошадь – существо, о котором надо заботиться. А возможность заботиться о ком-то для детей, которые привыкли, что заботятся только о них – тоже немаловажна.

Татьяна: Знаю, что Вы знакомы с проблемами особых детей не понаслышке. Необходимость адаптировать своего ребенка к школе, жизни и борьба с трудностями привели Вас в итоге к пониманию, что для таких детей нужнее всего, а также к идее создания инклюзивного лагеря. Расскажите, пожалуйста, об успехах «Светлой усадьбы». Если уместен этот вопрос, расскажите также, где Вы берете средства на содержание «Светлой усадьбы»?

Яна: Успехи я могу перечислить чуть ли не по каждому ребенку, который прошел через лагерь. Часто это маленькие шажки в его развитии или в изменении поведения.

Ну, например. Девчонка, которая на все говорит «нет» и швыряет все в разные стороны, раздеваясь, отдает вещи мне в руки. Мальчишка, который практически ничего не ел дома, в лагере начал есть все. Девчонка, у которой утром глаза и рот открывались одновременно, теперь тихонько спрашивает: «Ты спишь?». Мальчишка, который дома пассивен и безразличен, в лагере становится веселым и озорным.

Про маленькие шажки и большие изменения можно рассказывать очень много. И когда после лагеря чувствуешь, что тебя выжали как лимон и переехали трактором, спрашиваешь себя, а для чего все это, то вспоминаешь эти маленькие успехи и в следующий раз опять пишешь родителям письма с информацией про очередной лагерь.

Про средства. Я купила участок земли с домом. Мы сделали его максимально пригодным для проживания детей. Теперь там есть гарячая вода, душ, туалет. В доме 15-17 спальных мест – для детей и взрослых. Купила лошадь, еду для нее частично заготавливаем, частично покупаю. Остальные средства – проезд детей и взрослых в лагерь, доставка лошади, зарплаты специалистам, питание, материалы для занятий – это входит в стоимость лагеря, оплачивают это родители. Иногда нам помогают добрые люди, о них мы пишем на нашем сайте.

Татьяна: Расскажите, что для Вас самое трудное в этой деятельности.

Яна: Самое трудное, пожалуй, помнить, что это не мои дети. Короткий рассказ про душевную травму. Был у нас мальчишка, который решил, что я его мама. Он обнимал меня так, что шею свернул. Называл он меня неизменно мамой, моего старшего сына считал братом, а младший не вписывался в его картину семьи и он с ним дрался. Побывав несколько раз в лагере, он уехал на пмж с семьей в Америку. Я об этом узнала случайно, попереживала. Через год встречаю его с мамой просто в центре Киева, они оказывается приехали навестить дедушку. Он меня увидел, сказал: «О, мама!» и прыгнул на шею. И опять они уехали. Задача – не давать себе из-за этого переживать.

Татьяна: Если кто-то захочет помочь проекту финансово или личным участием, как это можно сделать? Где найти контактную информацию? Принимаете ли Вы волонтеров?

Яна: О, волонтеры – очень желанные люди. Конечно, мы их принимаем. Все мои контакты есть на сайте svetusadba.org.ua. Если человек хочет быть волонтером, ему надо написать на мою электронную почту, чем он может и хочет заниматься с детьми. И мы заранее оговорим все подробности его работы.

Татьяна: Спасибо Вам большое за трогательный и такой нужный рассказ! Желаю Вам, Вашим помощникам и деткам-участникам лагеря здоровья, сил, успехов и всего самого-самого светлого!

Яна: А я приглашаю к нам неравнодушных людей, а также тех, кому что-то хочется изменить в жизни. Поверьте, побывав в лагере, вы измените свой взгляд на свою жизнь и на мир вокруг!


Это не последнее интервью с Яной Шевеленко. Через некоторое время я попрошу Яну рассказать нам о третьем ее проекте — лагере жизненного опыта «Робинзония». Правда, удивительный человек? Столько позитивной энергии!

Понравилась статья? Читайте еще, а чтобы не пропустить новые статьи — подписывайтесь на обновления.

Присылайте ваши замечательные комментарии. Отвечать на них и общаться с вами очень приятно и сплошная польза!  Делитесь статьями с близкими людьми. Это очень здорово!

А мир то, оказывается, еще и такой…: 7 комментариев

  1. Олег

    Спасибо за рассказ про замечательного человека!
    Татьяна, если будете еще о ней писать — интересно узнать что ей движет, какие мотивы.
    Я представляю какой это гигантский труд души и не только!
    Разговаривал с одной мамочкой особого ребенка. Она сказала, что самое тяжелое — это реакция окружающих!

    1. Татьяна Кузьменко Автор записи

      Олег, спасибо отзыв и за за вопрос! Перенаправлю его Яне. Сейчас, насколько я поняла, Яна уехала проводить какое-то из своих мероприятий.

    2. Татьяна Кузьменко Автор записи

      Олег, добрый день!
      Сегодня получила ответ Яны. Далее привожу его полностью.
      «Вопрос про мотивы. Приведу пример. У меня есть приятель — автомобилист. Он никогда не останавливается, когда голосуют люди на дороге. И это его право. Наверняка у него есть убедительные доводы, что этого делать не нужно. А я всегда останавливаюсь и подвожу людей. Хотя не всегда мне это удобно. Например, один раз попутчик плюхнул мокрый рюкзак на мою шляпу и она была безвозвратно испорчена. Но что-то меня все равно останавливает возле голосующих людей. Может, это воспоминание того, что я там — на обочине дороги — тоже иногда оказываюсь и жду, когда возле меня остановится машина. Надеюсь, аналогия понятна. Я все равно занимаюсь всеми этими реабилитациями для своего ребенка. Так почему бы мне не захватить с собой еще и тех, кому это нужно.»
      🙂

  2. Ruzelia

    Татьяна, добрый день!
    Статья очень интересная и трогательная. Яна — это благородный человек с великой душой.
    Особенные дети такие же как обычные дети, они не могут спрятать своих эмоций, дружат искренне, а «не за что-то», они талантливы, благородны. И так важна поддержка особенных детей и их родителей. И ведь каждому ребенку, каким бы он не был, необходимо чувствовать заботу и поддержку не только близких, но и окружающих, ведь эти дети, как и мы, имеют право на счастье. Низкий поклон Яне, и Вам Татьяна!!!!!

    1. Татьяна Кузьменко Автор записи

      Рузиля, спасибо и Вам большое за отклик на статью и за добрые слова! Обязательно передам все Яне.

  3. Любовь

    Танюша, спасибо за статью. Сила материнской любви может творить чудеса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *