В пустыне Негев легко умереть… от восторга!

Друзья, кто из вас бывал в пустынях? Интересно, все они так же прекрасны, как пустыня Негев, с которой мне довелось познакомиться?

С удовольствием хочу поведать вам о своем двухдневном путешествии на юго-восток Израиля: в сердце пустыни, к кратеру Рамон, к водопаду (да, да, и такое есть!), в стан бедуинов, к легендарной крепости Масада и, как венец путешествия, – к Мертвому морю.

В сегодняшней статье не будет никаких “умных мыслей” о поддержании здоровья, напутствий и “мотивашек“, характерных для моего блога. 🙂 Пустыня Негев так прекрасна, что нет слов… Есть только фотографии и впечатления. Вперед!

на верблюдах по Негеву

Признаюсь, что снимок с верблюдами я разместила первым просто ради интриги. 🙂 Верхом на “кораблях пустыни” мы катались совсем немного (наверное, с полчаса). Основная же часть поездки была проделана на комфортабельном автобусе. Ну, расскажу все по порядку.

Когда въезжаешь в Негев весной (а наша поездка состоялась 7-8 марта 2016 года), то сначала поражаешься обилию зелени. Видишь бескрайние поля, засаженные сельскохозяйственными культурами – да, да, те поля, с которых трудолюбивые и изобретательные израильтяне собирают по два (минимум) урожая в год. поля в пустыне Негев

Как объяснили наши гиды (один на русском языке, второй на английском) – зачастую поля орошаются водой, очищенной после использования в городе. То есть организована система вторичного (а может и многократного) пользования.

Воды в Израиле мало, поэтому повсеместно применяется ее экономия, тщательный сбор, очистка и многократное использование. Кроме того, как я поняла, используется природный конденсат, появляющийся за счет разности дневной и ночной температур.

Миновав поля, несколько городов и населенных пунктов поменьше, мы углубились в пусныню. Пейзаж постепенно менялся, становясь все более безжизненным и нереально красивым. Наконец добрались до кибуца Сде Бокер – в котором некоторое время жил и в котором похоронен легендарный израильский премьер-министр Давид Бен Гурион.

на могиле Бена Гуриона

Отдавая ему дань уважения, по израильской традиции мы положили по камню на его могилу. Здесь, в пустыне, четко понимаешь, откуда произрастают корни этой традиции. Все просто: цветов тут мало, а камней – много. 🙂

Увлекшись видами и ландшафтами, я не особо следила за названиями мест. Поэтому не запомнила, как называлось ущелье, куда нас повезли далее. Но целью было – увидеть водопад в пустыне. Оригинальное сочетание, правда?

ущелье в пустыне Негев

Обратите внимание, какие слоистые породы вокруг. Это говорит о том, что миллионы лет назад на этой площади плескался океан и горы сформированы его отложениями.

Продвигаясь вперед, мы дошли до ручья, сочащегося из скал (или по скалам?). Перегородив путь воде, люди сделали запруду. Если проследить за направлением, которое указывает мой муж (на фото ниже), то можно увидеть и сам водопад. Ну, пожалуй, водопад – это громко сказано. Скорее – водопадик. 🙂

водопад в пустыне Негев

Животный мир пустыни Негев достаточно разнообразен. Нам то и дело встречались всевозможные птицы, ящерицы, какие-то мышки, лани…

Дикие животные в Израиле хорошо охраняются, поэтому они, фигурально выражаясь “непуганые” – и, наверное поэтому, спокойно позируют перед камерами.

горная коза в Негеве

Далее наш путь лежал к чуду природы – геологическому заповеднику – естественному кратеру Рамон. Несмотря на название “кратер”, он не имеет ничего общего с вулканами и образован за счет природной эрозии (силами ветров и воды).

кратер Рамон

Пейзажи там – вполне себе марсианские. Фотографии, сделанные моим телефоном, пожалуй, не могут передать глубины кратера, его красок и того ощущения нереальности, которое охватывает человека, стоящего у края…

Говорят, что американский астронавт, побывавший на Луне, увидев кратер Рамон, воскликнул, что летать на Луну нет необходимости: всю красоту ее можно увидеть здесь.

фото у кратера Рамон

Люди стоят на краю молча: дух замирает от красоты и величия природы…

Рамон кратер

Кратер назван в честь первого израильского астронавта Илана Рамона, совершившего в 2003 году 16-ти дневный полет в космос на шаттле “Колумбия” и, к сожалению, трагически погибшего со всей командой. Возвращаясь на Землю, корабль разгерметизировался при вхождении в плотные слои атмосферы и взорвался.

Кроме названия кратера, память героя увековечена в одной из частей экспозиции музея (точнее – Центра знаний), находящегося здесь же. Музей “многопрофильный” – рассказывает не только об Илане Рамоне, но еще и об образовании кратера, о природных явлениях (есть прикольные действующие макеты всяких землетрясений, вулканов, эрозий почвы и тому подобного) и о животном мире пустыни Негев.

музей у кратера Рамон

После музея мы поехали к месту предстоящей ночевки – в стан бедуинов. Ночевать предстояло в большом шатре, на полу, в спальных мешках. Романтика!

Бедуины рассказали нам о своей культуре и напоили чаем и кофе. Кофе был настолько крепким, что от одного глотка у меня участилось сердцебиение. Может, конечно, это с непривычки, ведь я кофе вообще-то не пью…

бедуинский шатер

ночлег у бедуинов

внутри бедуинского шатра

Ужин был соответствующий – в традиционном бедуинском стиле. Сказать по правде – кушать, сидя на полу, как-то не совсем удобно. 🙂 Но еда вкусная.

ужин у бедуинов

Поужинав, мы посидели у костра, хорошенько пропахлись дымком, попили чайку и легли спать.
посиделки у бедуинского костра

Кое-кто из ребят потом жаловался, что спать в общем шатре (человек, наверное, на 40) было сложно – мешал храп со всех сторон… Но я спала как убитая – впечатления и пешие переходы “укатали Сивку”. 🙂

Утром пустыня выглядела еще более прекрасной…

утро в пустыне Негев

Негев рано утром

Нас ждали верблюды.

Это была моя первая в жизни поездка верхом, поэтому я немного волновалась.

верблюды в Негеве

Нас усаживали парами. Нам с мужем достался, как потом оказалось, во-первых, “головной” верблюд (тот, который в караване идет первым), а, во-вторых, какой-то голодный (он все время пытался склониться и пощипать травки). Это добавило нам острых ощущений!

перед посадкой на верблюда

Должна я вам сказать, экстрим был еще тот! Караван сделал круг по холмам, под ногами у верблюдов были камни. Приходилось балансировать и крепко держаться за поручень седла – иначе слетишь в два счета!

Наш озабоченный пропитанием верблюд то и дело наклонялся, спорил с погонщиком, тормозил, заставляя следующих за ним в караване верблюдов натыкаться на нас. Верблюды, идущие сзади, покусывали тех, кто впереди. Иногда покусываемыми оказывались не животные, а седоки. Но все обошлось. 🙂

верхом на верблюдахкатаемся на верблюдах

После катания на верблюдах мы загрузились в автобус и поехали к Мертвому морю.

И вот, наконец, нашим взорам открылась знаменитая древняя крепость Масада (на иврите произносится Мецада) – символ мужества и непреклонности еврейских воинов.

крепость Массада

В первом столетии нашей эры (в 70-ом году н.э.) защитники Мецады предпочли умереть, но не сдаться римским легионерам. Три года они удерживали осаду, но, поняв, что силы на исходе, договорившись, поубивали друг друга, чтобы не стать рабами.

Согласно историческим хроникам, войдя в крепость, римляне настолько поразились увиденному, что “застыли в молчании, потрясенные величием духа и несокрушимым презрением к смерти”.

крепость Мецада

Крепость стала своеобразным символом. В ней принимают присягу современные воины. Хотя бы раз взойти не нее (непременно поднявшись пешком, а не на фуникулере) – дело чести для каждого израильского мужчины.

Сверху крепость выглядит так (если повернуться спиной к морю и смотреть в направлении гор):

Масада вид сверху

И так (если смотреть в сторону моря):

фото на Масаде

Напитавшись историей, мы спустились вниз, сели в автобус и поехали к завершающей точке нашего путешествия – к побережью Мертвого моря. Купаться.

Вода, как вы наверняка знаете, в Мертвом море не обычная – она сверх соленая. Литр воды весит не как обыкновенно – 1 кг, а 1 кг и 300 г. Повышенная плотность воды приводит к непривычным ощущениям – вода “держит” тебя на поверхности, сопротивляясь погружению. Плюс к тому вода немного “жирноватая” на ощупь – как глицерин.

купание в Мертвом море

Народ обожает купаться в Мертвом море, фотографироваться, обмазываться разными грязями.

Мертвое море

СПА отели Мертвого моря

На берегу построены десятки SPA-отелей.

Хотя, как по мне, отдых там “на любителя” – для “тюленей”. Я больше люблю нормальное море – с волнами, штормами, фауной и привычной морской водой. 🙂

Вкусив, каково оно – купаться в Мертвом море, мы выдвинулись в обратный путь – на северо-запад, в кибуц Эйн-А-Шофет.

В моей душе пустыня Негев оставила глубокий след. Она прекрасна, величественна и чарующа.

я смотрю на Негев

Что сказать напоследок? При посещении Израиля, не пугайтесь пустыни, друзья! Одевайте крепкую закрытую обувь; панаму; одежду, защищающую днем от солнца, а ночью – от холода; берите запас воды, солнцезащитные очки, фотокамеру и опытного гида – и в путь!

Негев жаждет нас! 🙂

10 мысли о “В пустыне Негев легко умереть… от восторга!”

1. Интересно! Израиль вообще богат на красивые и интересные места.

Я тоже была в пустыне, только в Сахаре, когда отдыхала в Тунисе, ездили на два дня, также на автобусе, с катанием на верблюдах и на джипах по барханам, встречали рассвет у гор Атласа (это на границе с Алжиром), заезжали в гости к бедуинам и гуляли по римскому колизею, и приобрели “Розу пустыни” (у меня вконтакте есть несколько фоток).

Сахара не менее прекрасна, чем пустыня Негеев. Я вспоминаю поездку в Сахару, как одну из самых интересных и незабываемых экскурсий.

Всем рекомендую побывать в пустыне, как одном из красивейших мест на земле.

1. Татьяна Кузьменко

Спасибо, Юля, за отзыв и рассказ о Сахаре! Повезло тебе, что ты там побывала!
      Слово “Сахара” для меня звучит очень-очень круто. Это, наверное, первое название, всплывающее у меня в голове как ассоциация к слову “пустыня”. Видно, со школы засело. 🙂
      Ну, если и ты присоединяешься к моей рекомендации, значит я права: в пустынях стоит путешествовать!
      Еще раз спасибо!

Согласна, сынок!
      Спасибо, что написал коммент к моему блогу!
      Приезжай, потусим вместе! 🙂

2. Валентина

Танюша! Я очень хорошо понимаю твои ощущения после поездки. Этот внутренний восторг. Когда хочется поделиться своими пережитыми чувствами, и порой не находятся слова чтобы передать все оттенки своих новых эмоций. Я в пустынях еще не была ни в какой, самая южная точка где я побывала – это Армения.
    Да, верблюды сделали ваше путешествие веселым))) Ну, надо же было вам, таким очарованным и релаксирующим от встречи с пустыней добавить немного экстрима)). Приключения это здорово!

Точно сказано, Валюша! 🙂

Кстати, если я правильно поняла нашего гида, то пустыней называется местность, где выпадает количество осадков ниже определенной цифры. Эту цифру он называл, но я не запомнила. Значит, как я понимаю, пустыни не обязательно должны быть в жарких широтах. Предполагаю, что они есть и в более прохладных зонах.

3. Адиэль

Спасибо большое, Танечка. Прочитал твой очерк с удовольствием. Написано толково и с юмором. В Мецаде был и на том же пляже на море. Видно всех одинаково возят. Виды с Мецады впечатляющие. А пустыню подробнее хотелось бы посмотреть.

1. Татьяна Кузьменко

Адиэль, спасибо огромное за отзыв!
      Очень приятно!
      А ты не ходил в походы с мадрихом Михаил Тувал (Кучер)? У него есть группа в ФБ. Мне его рекомендовали как крутого мадриха, его походы очень неординарные и это реально походы, а не автобусная лабуда. Часто водит в пустыню и вообще в нераскрученные места.
      Я сама еще ни разу не ходила, но хочу. 🙂